Влияние алкоголя на онтогенез человека: сбой в развитии

Если говорить об употреблении алкогольных напитков, вероятно, стоит напомнить, что существуют категории людей, которым не стоит пить алкоголь вообще.

Конечно же, любому человеку также стоит помнить о том, что употребление любых спиртосодержащих напитков может привести к возникновению проблем со здоровьем, особенно опасно чрезмерное употребление любых алкогольных напитков — как слабоалкогольных, так и крепких.

Влияние алкоголя на онтогенез человека: сбой в развитии

Хотя на сегодняшний день существуют данные исследований, которые показывают, что умеренное потребление алкоголя может положительно отразиться на здоровье человека, однако есть много исследований, которые показали, что в некоторых случаях потребление даже небольшого количества алкоголя может быть вредным. Особенно опасен алкоголь беременным женщинам, так как может вызвать нарушения развития ребенка, находящегося в утробе матери.

Проблемы внутриутробного развития ребенка у матерей, употребляющих алкоголь

Пару лет назад ученые-неврологи, работавшие в Университете Калифорнии в Риверсайде(University of California, Riverside), провели исследование, которое показало, что пренатальное воздействие алкоголя на головной мозг ребенка потенциально способствует повышению тревожности и нарушению передачи нервных импульсов в головном мозге малыша. Чтобы получить этот результат, исследователи провели серию лабораторных экспериментов на мышах.

Исследователи увидели, что пренатальное воздействие алкоголя изменяет экспрессию генов, а также нарушает развитие связей между нейронными сетями в коре головного мозга, расположенными в области, которая несет ответственность за мыслительную деятельность высокого уровня, а также за познавательные способности, двигательные навыки, зрение, осязание, слух, равновесие, язык и эмоции.

Данные, которые получили ученые в этом исследовании, противоречат результатам, полученным в одной из недавних научных работ, показавшим, что потребление алкоголя женщинами во время беременности не причиняет вреда внутриутробно развивающемуся ребенку.

  • Еще одно исследование, проведенное американскими учеными из Национального института здоровья (National Institutes of Health) в Чили, показало, что у многих детей, которые подвергаются воздействию высоких уровней алкоголя в период внутриутробного развития, не происходит изменения черт лица, которое считается одним из основных признаков алкогольного синдрома плода, но у этих малышей проявляются признаки нарушения интеллектуального и поведенческого развития.
  • Ученые обнаружили, что у некоторых детей, которые подверглись влиянию алкоголя внутриутробно, наблюдается нарушение нервной системы, проявляющееся в значительной задержке языкового развития, в возникновении синдрома гиперактивности и дефицита внимания, а также в задержке интеллектуального развития.
  • Исследователи утверждают, что у матерей, употребляющих алкоголь во время беременности, достаточно часто рождаются дети с фетальным алкогольным синдромом (ФАС (эмбриональными расстройствами алкогольного спектра)) — нарушением, которое относится к структуре врожденных дефектов.

ФАС включает в себя такие признаки, как характерная структура лицевых аномалий, задержка роста и повреждение головного мозга. Но у некоторых детей, рожденных женщинами, употреблявшими алкоголь во время беременности, нет полного спектра признаков врожденных пороков алкогольного синдром плода, которые классифицируются как нарушения плода алкогольного спектра.

Хотя существует много исследований, которые подтверждают опасность употребления алкоголя женщинами во время беременности, тем не менее, ученые продолжают работать над этой проблемой, чтобы получить полную картину нарушений, которые развиваются у детей, подвергшихся воздействию алкоголя еще в период внутриутробного развития.

Недавнее исследование американских ученых еще раз подтвердило данные, полученные в более ранних исследованиях, что алкоголь негативно влияет на развитие головного мозга еще неродившегося ребенка и длительное время влияет на активность мозга детей.

У детей с эмбриональными расстройствами алкогольного спектра понижена активность мозговой деятельности

Интернет-издание Medical Xpress рассказало об исследовании, которое провели ученые под руководством Прапти Гаутама (Prapti Gautam), доктора философии из Исследовательского института Сабан при Детской больнице Лос-Анджелесе (Saban Research Institute of Children's Hospital Los Angeles). В этой научной работе ученые обнаружили, что дети с эмбриональными расстройствами алкогольного спектра (ЭРАС) показывают более слабую активацию головного мозга во время выполнения конкретных познавательных задач, чем здоровые дети такого же возраста.

Эти новые данные свидетельствуют о возможном сохранении на длительный период нарушения работы мозга, которое возникло в нейронном механизме у людей с ЭРАС. Результаты этого исследования были опубликованы в начале августа 2014 года в научном издании «Кора головного мозга» (Cerebral Cortex).

Влияние алкоголя на онтогенез человека: сбой в развитии

Доктор Гаутама говорит, что для наблюдения за активностью головного мозга во время выполнения умственных задач у детей с ЭРАС была использована функциональная магнитно-резонансная томография (МРТ), но в первую очередь этот метод ученые использовали для того, чтобы на протяжении длительного периода времени наблюдать за изменением активности головного мозга детей.

Ученые отмечают, что цель эксперимента заключалась в желании ученых понять, существуют ли статистически значимые различия в активности головного мозга у детей с ЭРАС и их здоровых сверстников, или же, когда дети становятся старше, активность мозга изменяется.

Эмбриональные расстройства алкогольного спектра влияют на мозг даже с течением времени

ЭРАС охватывает широкий спектр симптомов, которые связаны с внутриутробным воздействием алкоголя, в том числе с когнитивными нарушениями, с проблемами умственного развития и внимания и аномальным функционированием центральной нервной системы. Эти симптомы могут привести к возникновению проблем с вниманием и к более высокому социальному и экономическому бремени, которое зачастую касается пациентов с ЭРАС.

В период детства и юности функционирование головного мозга, рабочей памяти и эффективность внимания быстро улучшаются, что дает возможность утверждать, что именно этот период жизни человека можно считать решающим моментом для развития нейронных сетей головного мозга.

Чтобы изучить, как пренатальное воздействие алкоголя может изменить это развитие, исследователи в течение двух лет наблюдали за двумя группами детей. В одной группе были дети, которые не пострадали от воздействия алкоголя в период внутриутробного развития, а в другую группу входили детей с ЭРАС.

Чтобы наблюдать за активностью головного мозга детей во время выполнения умственных задач, исследователи использовали МРТ. Во время тестирования у детей проверяли зрительно-пространственное внимание, с помощью которого мы визуально воспринимает пространственное соотношение между объектами и окружающей средой, а также оценивали работу оперативной память.

Элизабет Сауэлл (Elizabeth Sowell), доктор философии, директор Лаборатории развития когнитивной нейровизуализации в Научно-исследовательском институте Сабан (Developmental Cognitive Neuroimaging Laboratory at The Saban Research Institute) и ведущий автор научной статьи, говорит, что во время проведения исследования ученым удалось обнаружить, что с течением времени между двумя группами детей наблюдались значительные различия в развитии активности головного мозга даже тогда, когда эти отличия не были заметны при выполнении задач.

Исследователи отмечают, что во время повторного тестирования зрительно-пространственного внимания, проведенного через некоторое время после проведения первого теста, здоровые дети из контрольной группы продемонстрировали усиление интенсивности нейронных сигналов, а дети, страдающие ЭРАС, показали снижение активности деятельности головного мозга, особенно в лобной, височной и в теменной областях головного мозга.

Эти результаты показывают, что пренатальное воздействие алкоголя даже в детстве и в юности может изменять скорость передачи сигналов в головном мозге.

Ученые указывают на то, что разрушительные последствия воздействия алкоголя на ребенка во время внутриутробного периода развития оказывают пагубное влияние на мозговую деятельность головного мозга еще длительный период времи.

Атипичное развитие активности мозга, которое наблюдается у детей с ЭРАС, может объяснить постоянные проблемы с когнитивными и поведенческими функциями, которые по мере взросления остаются у людей из этой группы населеня.

По материалам Medical Xpress

Источник: https://nebolet.com/mednews/prenatalnoe-vozdejstvie-alkogolja-izmenjaet-golovnoi-mozg-rebenka-1129.html

Влияние алкоголя на развитие зародыша

В наши дни пагубное влияние алкоголя на эмбриональное развитие плода ни у кого не вызывает сомнений, ведь уже в конце 60-х годов прошлого века врачи стали замечать, что дети родителей, злоупотреблявших спиртными напитками, чаще рождаются с пороками развития и специфичным комплексом уродств.

Если женщина во время беременности пила алкоголь, то, скорее всего, она не задумывалась о риске, которому подвергла своего еще не рожденного малыша. Между тем, употребление даже незначительной дозы может привести к невынашиванию, рождению маловесного плода, а в худшем случае – к развитию фетального алкогольного синдрома или ФАС.

Последствия влияния алкоголя на развитие плода

Влияние алкоголя на онтогенез человека: сбой в развитииАлкоголь и продукты его распада, например, ацетальдегид, с кровотоком будущей мамы попадают в плаценту, откуда напрямую поступают в организм зародыша. Нормальное кровоснабжение плаценты нарушается, а шансы на выкидыш или кровоизлияние в плаценте многократно возрастают.

Нарушенное кровоснабжение неизбежно приводит к кислородному голоданию, плод на всех стадиях развития недополучает питательные вещества, а это приводит, как минимум, к задержке в умственном и физическом развитии эмбриона. Причем это еще не все. Влияние алкоголя на развитие зародыша очень коварно, ведь последствия такого действия могут проявиться спустя многие годы после рождения малыша.

Научные исследования последних лет доказали, что негативный эффект того, что женщина во время беременности пила алкоголь, часто проявляется в пубертатный период у подростков. Во время полового созревания идет огромная гормональная нагрузка на все системы ребенка, его организм «перенастраивается» на новый этап жизни.

Получается так, что психика подростка не выдерживает, и спокойный и послушный ребенок вдруг превращается в неуправляемого, наглого и ленивого сорванца. Родители в растерянности и не могут понять причин такого внезапного превращения, а они лежат на поверхности.

Все генетические поломки, которые стали результатом влияния алкоголя на развитие зародыша, запустились с наступлением гормональной перестройки детского организма.

Влияние алкоголя на эмбриональное развитие плода

Последние данные Института медицины США свидетельствуют о том, что из-за употребления женщинами алкоголя во время беременности, на свет ежегодно рождается примерно 12 000 детей с синдромом ФАС.

Наши медицинские заведения не называют никаких цифр по этому поводу, но и самостоятельно не трудно догадаться о текущем положении дел в России, тем более по уровню употребления алкоголя наша страна, как это ни печально, уже давно в лидерах.

Взгляд на подрастающее поколение, на его умственное и физическое развитие без научных трудов говорит об истинном положении дел. Женщины, страдающие алкоголизмом, в 40% случаев рожают детей с синдромом ФАС.

Влияние алкоголя на онтогенез человека: сбой в развитииСреди причин, вызывающих умственное отставание у детей, алкогольный синдром развития стоит на первом месте. Избежать пагубного влияния алкоголя на развитие зародыша очень просто – будущей маме не нужно пить спиртные напитки. Принятие алкоголя оказывает негативное влияние на всех стадиях развития эмбриона, поэтому нет такого органа, который бы не пострадал и избежал каких-либо последствий. Уже на этапе закладки некоторые органы формируются с нарушениями, особенно страдают сердце, печень, почки и центральная нервная система. После рождения такие дети плохо прибавляют в весе, позже начинают ходить и отстают в речевом развитии.

Читайте также:  Алкоголь: яд для человеческого организма в любой дозе

Влияние алкоголя на развитие плода не ограничивается психическими расстройствами или патологиями внутренних органов. Дети матерей-алкоголичек похожи друг на друга и внешне. Вот основные признаки детей с синдромом ФАС:

  • Короткий нос, вздернутый вверх;
  • Узкие глазные щели;
  • Увеличенное расстояние от носа до верхней губы.

Алкогольный синдром неизлечим, он остается на всю жизнь, поэтому не стоит рисковать, и лучше полностью отказаться от любых доз алкоголя, как в первом, так и в последнем триместре беременности.

Употребление алкоголя до беременности

Случается так, что будущая мама отлично осведомлена об отрицательном влиянии алкоголя на развитие зародыша, но узнает о том, что беременна значительно позже, чем бросает употреблять «горячительные» напитки. Да, так бывает, но это жизнь, в которой далеко не каждая женщина может спланировать зачатие за несколько месяцев до его фактического наступления.

Медицине неизвестно точного влияния алкоголя на эмбриональное развитие плода на самых ранних сроках беременности, поэтому лучше отказаться от него полностью еще до беременности.

Если же вы не планировали зачатие, но забеременели, то необходимо прекратить прием любых спиртных напитков сразу же после того, как стало известно о беременности. Не употребляйте их вплоть до окончания периода лактации.

Лишь в этом случае можно с уверенностью сказать, что вы действительно любите своего малыша и желаете ему здоровой и счастливой взрослой жизни.

Видео с YouTube по теме статьи:

Источник: https://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6817-vlijanie-alkogolja-na-razvitie-zarodysha.php

6. Влияние этанола на эмбриогенез человека

Необходимо
рассказать о том, как влияет алкоголь
на женщин, так как женщинами, являющимися
продолжательницами рода человеческого,
закладывается здоровье будущих поколений.
Состояние здоровья ребенка, подростка
в какой-то мере определяет будущие
возможности взрослого человека.

Алкоголь,
отрицательно сказываясь на здоровье
женщины, нарушает и нормальное
функционирование ее половых органов.
Вот несколько цифр. Известный русский
исследователь С.З. Пащенков наблюдал в
течение 5 лет 3300 пациенток, лечившихся
от хронического алкоголизма.

У 85,3
процента из них имелись хронические
заболевания, причем 40,6 процента женщин
страдали заболеваниями половой сферы.
В целом, у женщин, злоупотребляющих
спиртным, в 2,5 раза чаще, чем у непьющих,
отмечаются различные гинекологические
заболевания.

Злоупотребление алкоголем,
разрушая организм женщины, истощает ее
нервную и эндокринную системы и в конце
концов приводит к бесплодию.

Кроме того,
женщины, злоупотребляющие алкоголем,
нередко ведут беспорядочную половую
жизнь, что неизбежно сопровождается
воспалительными заболеваниями половых
органов и оканчивается бесплодием.

Состояние
опьянения в момент зачатия может крайне
отрицательно сказаться на здоровье
будущего ребенка, так как алкоголь
опасен не только для созревающих половых
клеток, но может сыграть свою роковую
роль и в момент оплодотворения вполне
полноценных (нормальных) половых клеток.
Причем сила повреждающего воздействия
алкоголя в момент зачатия непредсказуема:
могут быть как легкие нарушения, так и
тяжелые органические поражения различных
органов и тканей будущего ребенка.

Период
от момента зачатия до 3 месяцев беременности
врачи называют критическим в развитии
плода, так как в это время происходит
интенсивная закладка органов и
формирование тканей. Употребление
алкоголя может привести к уродующему
воздействию на плод, причем повреждение
будет тем сильнее, чем на более раннем
этапе критического периода воздействовал
алкоголь.

В
медицинской литературе появился
специальный термин, обозначающий
комплекс пороков у детей, вызванных
повреждающим воздействием алкоголя в
период внутриутробного развития –
алкогольный синдром плода

(АСП),
,или синдром алкогольной фетопатии.

Для
АСП характерны врожденные аномалии
развития сердца, наружных половых
органов, нарушение функции центральной
нервной системы, низкая масса тела при
рождении, отставание ребенка в росте и
развитии.

У детей с синдромом алкогольной
фетопатии характерные черты лица:
маленькая голова, в особенности лицо,
узкие глаза, специфическая складка век,
тонкая верхняя губа.

Употребление
спиртных напитков опасно на протяжении
всей беременности, так как алкоголь
легко проникает от матери через плаценту
по кровеносным сосудам, питающим плод.
Воздействие алкоголя на плод в последующие
месяцы беременности приводит к
недоношенности, снижению массы тела ,
рожденных детей, мертворождению.

Кормящая
мать должна помнить, что алкоголь
оказывает крайне вредное воздействие
на организм грудного младенца и в первую
очередь на его нервную систему.

Даже
ничтожные дозы алкоголя, попадающие с
молоком матери в организм младенца,
могут вызвать серьезные нарушения в
деятельности центральной нервной
системы, а в отдельных случаях даже
иметь необратимые последствия.

Ребенок
под воздействием алкоголя становится
беспокойным, плохо спит, у него могут
наблюдаться судороги, а в последующем
и отставание в психическом развитии.

Если же кормящая мать страдает хроническим
алкоголизмом, и в организм младенца
регулярно попадает алкоголь, то, помимо
вышеупомянутых осложнений, у ребенка
может возникнуть «синдром алкогольной
зависимости грудного возраста». Подобные
случаи описаны учеными прошлого и
современными исследователями.

Источник: https://studfile.net/preview/4344220/page:8/

Влияние никотина, алкоголя и наркотических веществ на развитие зародыша человека

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………………………………3

Историческая справка …………………………………………………………………………….. 4

Онтогенез ……………………………………………………………………………………………….5

Программа онтогенеза ……………………………………………………………………………. 6

Течение эмбриогенеза …………………………………………………………………………….7

Эмбриональное развитие ………………………………………………………………………… 8

Влияние никотина, алкоголя и наркотических веществ на развитие зародыша человека ………………………………………………………………………………………………..11

Постэмбриональное развитие …………………………………………………………………14

Репродуктивный период ……………………………………………………………………….. 15

Особенности постэмбрионального периода развития человека ………………. 16

Литература ………………………………………………………………………………………….. 18

Заключение …………………………………………………………………………………………… 19

Введение

Тема моей исследовательской работы «Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье».

  • Цель работы:расширение знаний об особенностях индивидуального развития человека на всех этапах эмбрионального и постэмбрионального развития.
  • Задачи:
  • ü Сформировать понятие онтогенез человека и его периоды.
  • ü Выявить последствия влияния на развитие зародыша алкоголя, наркотиков, никотина, вирусных заболеваний.
  • ü Использовать приобретенные знания для профилактики собственного репродуктивного здоровья.
  • Историческая справка

Центральным понятием возрастной антропологии является онтогенез. Оно было предложено в 1866 г. Геккелем при формулировании им биогенетического закона. Под онтогенезом понимают весь комплекс последовательных преобразований организма, начиная от стадии оплодотворенной яйцеклетки и до окончания жизненного цикла.

Сложность создания единой периодизации онтогенеза человека заключается в необходимости учета многих факторов, которые в свою очередь обладают разной информативностью в различные возрастные фазы.

Следует понимать условность возрастной периодизации протекающего непрерывно онтогенеза, каждый его период несет в себе черты пройденного и зачатки будущего.

Кроме того, такая классификация должна отражать не только медико-биологические, но и социально-экономические аспекты жизни человека, существенно различающиеся в отдельных государствах. Поэтому универсальной общепризнанной периодизации онтогенеза человека пока не создано.

Онтогенез человека делят на две неравные части – пренатальную (внутриутробную) и постнатальную (внеутробную). Российский антрополог В.В. Бунак предложил выделять в онтогенезе человека три стадии – прогрессивную, стабильную и регрессивную.

Для их разграничения предложены следующие показатели: для прогрессивной стадии – продольный рост тела, прекращение которого означает завершение стадии; для стабильной фазы – увеличение жирового слоя, нарастание массы тела, определенное постоянство функциональных показателей организма; для регрессивной стадии – уменьшение массы тела, снижение функциональных показателей, замедление скорости передвижения, видимые изменения покровов тела.

Онтогенез

Каждый организм, независимо от того, одноклеточный он или многоклеточный и к какому царству живого принадлежит, в течение всей своей жизни проходит индивидуальное развитие, или онтогенез (от греч. онтос — существо и генезис — рождение). Область биологии, изучаю­щая онтогенез, называется биологией развития.

  1. Онтогенез — это период жизни организма от зиготы (пер­вичной клетки) до смерти.
  2. У многоклеточных организмов онтогенез обычно начина­ется с момента образования зиготы и заканчивается смертью.
  3. При этом организм не только растёт, увеличиваясь в размерах, но и проходит ряд различных жизненных фаз, на каждой из которых имеет особое строение, по-разному функционирует, а в некоторых случаях кардинально отличается образом жизни.

У одноклеточных началом онтогенеза считается момент отделения от материнской или сестринской клетки. Продол­жается он до следующего деления или смерти. При этом внеш­не онтогенез одноклеточных организмов обычно проявляется только как незначительное увеличение клетки в размерах, хотя на самом деле за этим скры­ваются совершенно разные периоды её жизни.

Каждый вид имеет свою программу онто­генеза. И это не только набор и последователь­ность стадий развития, которые он проходит, но и продолжительность каждой из них.

В то же время любая особь имеет индивидуальные особенности онтогенеза, которые, однако, не выходят за рамки видовых, а те, в свою очередь, подчиняются закономерностям онтогенеза на родовом, семейственном, отрядном и даже классовом уровнях.

Программа онтогенеза

Программа онтогенеза — это ни что иное, как реализация наследственной информации, записанной в генах. Поэтому специфичность онтогенеза на уровне отдельных особей опре­деляется индивидуальными сочетаниями генов, а на уровне видов, родов, семейств — особыми генами, свойственными только каждой систематической группе организмов.

Механизм реализации наследственной информации заклю­чается, прежде всего, в дифференциальной (от англ. differ — различаться) активности генов.

Это значит, что в разные пери­оды развития и в разных тканях многоклеточного организма активны гены, на нуклеотидных последовательностях которых происходит синтез определённых иРНК.

В результате синтези­руются конкретные структурные белки и ферменты, которые, в конечном счёте, и определяют особенности функциониро­вания и поведения клеток на определённых этапах развития организма, особенности их метаболизма.

У животных и у цветковых растений онтогенез делят на два периода. Эмбриональное развитие, или эмбриогенез (от греч.

эмбрион — зародыш и генезис) длится от образования зиготы до рождения или выхода из яйца, а постэмбриональное (от греч.

пост — после и эмбрион) развитие продолжается от рож­дения или выхода из яйца и заканчивается смертью организма.

  • Течение эмбриогенеза.
  • Общая схема эмбриогенеза включает следующие фазы:
  • 1. последовательные деления зиготы, завершающиеся образо­ванием многоклеточного зародыша, состоящего из сотен и даже тысяч одинаковых клеток;

2. дифференциация (от англ. differ — различать) клеток, приводящая к образованию тканей;

3. закладка органов и рост зародыша.

За время онтогенеза организм прохо­дит ряд фаз — состояний, на которых отличается строени­ем, функционированием и образом жизни. Различают два этапа онтогенеза: эмбриогенез — зародышевое развитие, и постэмбриональное развитие — период жизни организма от рождения (выхода из яйца) до смерти.

Читайте также:  Как минимизировать вред от алкоголя: организм и похмелье

Эмбриональное развитие.

Рис. 1. Начальный этап эмбрионального развития человека: А – яйцеклетка, окруженная многочисленными сперматозоидами; Б, В, Г – последовательные стадии дробления зиготы.

Одной из причин бесплодия у человека является так называемая олигоспермия – малое количество сперматозоидов в семенной жидкости. В современном мире существует масса причин, которые могут привести к подобному нарушению.

Стресс и ожирение, инфекции половых органов и гормональные нарушения снижают образование сперматозоидов. Антидепрессанты, марихуана и другие наркотики, неумеренное употребление алкоголя уменьшает количество мужских половых гормонов и спермы.

Влияет на численность сперматозоидов и резко снижает их подвижность курение.

После оплодотворения к концу первых суток начинается дробление зиготы (рис. 1). Зародыш в это время продвигается по яйцеводу в направлении к матке. Через 30 часов после оплодотворения зародыш состоит уже из двух клеток, через 40 часов – из четырех.

В результате многократных делений формируется плотный шар, состоящий из клеток двух типов: внутри располагаются более темные, медленно делящиеся клетки, снаружи – более светлые. Образование этих двух типов клеток – первый этап дифференцировки клеток в развивающемся зародыше.

Из темных клеток впоследствии будет сформировано тело самого зародыша, из светлых – специальные органы, обеспечивающие связь зародыша с материнским организмом.

Рис. 2. Эмбрион человека.

Существует множество причин, из-за которых зародыш может не попасть в матку. Иногда он погибает на самых ранних стадиях дробления, и женщина даже не замечает своей беременности.

Это может произойти в том случае, если при оплодотворении зигота получит неполноценный наследственный материал.

Иногда зародыш, не доходя до матки, внедряется в стенку яйцевода и какое-то время даже растет, потребляя питательные вещества этого органа и разрушая его (внематочная беременность).

Образование гаструлы в эмбриональном развитии человека протекает несколько иначе, чем вариант, разобранный нами в предыдущем параграфе, но сущность – образование трехслойного зародыша – остается неизменной. Затем начинается процесс органогенеза, закладывается хорда, позднее – нервная трубка и в дальнейшем все остальные системы органов (рис. 2).

В онтогенезе человека существуют периоды, когда развивающийся организм наиболее подвержен действию различных вредных факторов (химических препаратов, различного рода излучений, стрессов и др.).

Во время эмбрионального этапа развития такими критическими периодами являются момент оплодотворения, имплантация зародыша в стенку матки (7–8-е сутки развития), смыкание нервной трубки (4-я неделя развития), закладка основных органов и формирование плаценты (3–8-я недели), усиленный рост головного мозга и дифференцировка нервной ткани (15–22-я недели), дифференцировка полового аппарата (20–24-я недели) и момент рождения. В постэмбриональном развитии наиболее уязвимыми периодами является новорожденность (возраст до 1 года) и половое созревание (11–16 лет).

Особым критическим периодом, определяющим здоровье будущего поколения, является период развития половых клеток – овогенез и сперматогенез. Курение, употребление алкогольных напитков, наркотических препаратов может оказать необратимое влияние на формирующиеся половые клетки, что в дальнейшем приведет к рождению ребенка с врожденными уродствами или бесплодию.

Влияние никотина, алкоголя и наркотических веществ на развитие зародыша человека.

В последнее время ведется много споров на тему, влияет ли курение на неродившегося ребенка. Известно, что никотин, попадающий в кровь матери, легко проникает сквозь плаценту в кровеносную систему плода и вызывает сужение сосудов. Если поступление крови в плод ограничено, то снижается его снабжение кислородом и питательными веществами, что может вызвать задержку развития.

Рис. 3. Отклонения от нормы среди новорожденных.

Столь же легко через плаценту проходит и алкоголь. Употребление спиртного при беременности может вызвать у ребенка состояние, известное как алкогольный синдром плода.

При этом синдроме наблюдается задержка умственного развития, микроцефалия (недоразвитие головного мозга), расстройства поведения (повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться), снижение скорости роста, слабость мышц (рис. 3, 4).

Рис. 4. Алкогольный синдром плода: А – мозг здорового новорождённого (слева) и ребёнка с алкогольным синдромом (справа); Б – дети с разной степенью выраженности алкогольного синдрома.

Особенно чувствителен плод к вредному воздействию наркотических веществ. Если женщина имеет зависимость от наркотических препаратов, то ее ребенок, как правило, в эмбриональный период развития приобретает такую же зависимость.

После рождения у него возникает синдром отмены (ломка), потому что исчезает постоянное поступление наркотика, который до этого ребенок получал из крови матери через плаценту.

Так как героин, кокаин и другие наркотики в первую очередь поражают нервную систему, у таких детей еще в период внутриутробного развития может возникнуть поражение головного мозга, что приведет в дальнейшем к задержке умственного развития или нарушению поведения.

Лекарственные препараты, которые продаются в аптеке без рецептов, всегда тщательно проверяются на выявление вредных воздействий. Однако, если возможно, было бы желательно ограничить прием лекарств, особенно на ранних стадиях беременности и в критические для развития плода периоды, потому что многие лекарственные препараты очень легко проходят через плаценту.

Показательным примером является трагедия, связанная с талидомидом. Этот препарат в начале 60-х гг. XX в. выписывали многим беременным, страдающим от постоянных приступов тошноты.

Довольно быстро выяснилось, что это лекарство вызывало нарушения развития конечностей у плода: они либо отсутствовали, либо были недоразвиты. Лекарство было запрещено, но несколько тысяч детей уже родились. Часто у новорожденных, чьи матери принимали талидомид, кисти или стопы росли прямо из туловища.

Степень недоразвития конечностей зависела от того, на какой стадии беременности мать принимала лекарство.

Было установлено, что в период с 1956 по 1962 года в ряде стран мира по разным подсчётам родилось от 8000 до 12000 детей с уродствами, вызванными применением талидомида. Впоследствии этот период был назван «Талидомидовой трагедией».

В 1958 году компания-производитель назвала талидомид «лучшим лекарством для беременных и кормящих матерей».

Спустя 50 лет после снятия препарата с продажи, компания Chemie Grünenthal производящая некогда препарат, решила попросить прощения у тысячи людей, которые родились с аномалиями развития.

Для развития плода представляют серьезную опасность вирусные заболевания матери во время беременности. Наиболее опасны краснуха, гепатит В и ВИЧ-инфекция. В случае заражения краснухой на первом месяце беременности у 50 % детей развиваются врожденные пороки: слепота, глухота, расстройства нервной системы и пороки сердца.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s24388t10.html

1.Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, — Школьные Знания.com

Awwa

26.04.2013

 Эмбриогенез :  зигота,  морула, бластула, гаструла , зародыш, плод, новорождённый,  ;

а затем  постэмбриональное развитие . ребёнок — подросток — взрослый.

Репродуктивное здоровьеэто состояние полного физического, психического и социального благополучия репродуктивной системы, ее функций и процессов, включая вос­производство потомства.

 Влияние  перечисленных веществ заключается в том, что  у зародыша могут на разных этапах развития возникнкуть мутации и патологии.

Индивидуалное развитие человека это онтогенез это состояние непрерывного изменения, обновления, появления новых клеток, функций, видов деятельности. Развитие начинается от оплодотворенной яйцеклетки зиготы и длятся до смерти организма.

Репродуктивное здоровье- это период с которого организм способез воспроизводиться, то есть размножаться.

Влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека является губительным.Все то что принимает мать, через плаценту по крови передается зародышу.Дети зачатые и находящиеся в таком окружении рождаются умственно отсталыми, вредит психике, физически недорозвитые.

Пожалйста, я на кр. Срочно срочно дам 30 баллов

Помогите, ну если не сложно

Срочно сделать тест по биологии

Что правильно, а что неправильно?
Помогите пожалуйста!
1. Во время световой стадии фотосинтеза синтезируются молекулы углеводов и расщепляются молекул

ы воды.
2. Пепсин – белок желудочного сока, который участвует в пищеварении белков.
3. Жиры организм использует в качестве источника энергии. Также организм может использовать жиры в качестве метаболического источника воды.
4. Основным резервным веществом клеток животных является глюкагон.
5. Одна из главных характеристик гуморальной регуляции физиологических процессов в организме заключается в том, что реакция возникает медленно и действует кратковременно.
6. Во время гликолиза молекула глюкозы расщепляется на две молекулы пировиноградной кислоты с образованием 2 молекул АДФ.
7. Есть разные названия витаминов: химическое, буквенное и физиологическое. Например, кальциферол, витамин D, противорахитический фактор соответственно. Итак, физиологическое название витамина С – противоцинготный фактор.
8. В результате фотосинтеза аккумулируется световая энергия в химических связях органических веществ. На нашей планете органические вещества образуются из неорганических только в процессе фотосинтеза.
9. Изменения в коже и слизистых оболочках: сухость, воспаление слизистой оболочки и роговицы глаза, поражение эпителия мочеполовых органов и желудочно-кишечного тракта вызываются нехваткой в организме витамина A.
10. Только приобретая определенную трехмерную структуру, белковая молекула сможет выполнять свою биологическую функцию. Эта структура практически всегда определяется последовательностью аминокислот, но также находится под влиянием ряда факторов окружающей среды.
11. Понятие рационального питания предполагает соблюдение трех основных принципов: обеспечение энергетического баланса; удовлетворение потребности организма в определенных пищевых веществах; соблюдение режима питания.
12. В цистернах комплекса Гольджи клеток печени накапливаются и обезвреживаются некоторые ядовитые соединения.

Какие есть сходства теорий Ламарка и Дарвина?
(5 пунктов хотя бы)

Назовите правила эволюции группы организмов
Объясните их сущность и причины

Размножение- это процесс:А – увеличение числа клеток.Б – воспроизведение себе подобных.В – развитие организмов в процессе эволюции.Г – изменение особи

с момента рождения до её смерти.2. Жизненный цикл клетки состоит:А – из мейоза и интерфазы.Б – из митоза и мейоза.В – из интерфазы и митоза.Г – роста и развития.3. Митоз – способ деления эукариотической клетки, при котором:А – дочерние клетки получают такую же наследственную информацию как в ядре материнской клетки.Б – образуется зигота.В – образуются половые клетки.Г – из диплоидной клетки образуются гаплоидные.4. Сколько клеток образуется при мейозе?А – 1; Б – 2; В – 3; Г – 4.5. Сколько хроматид в хромосоме к началу профазы?А – 1; Б – 2; В – 3; Г – 4.6. Интерфаза между 1 и 2 делением мейоза:А – длинная.Б — короткая.В – такая же, как между двумя делениями митоза.Г – отсутствует.7. В интерфазе митоза происходит:А – удвоение содержания ДНК.Б – синтез ферментов.В – синтез АТФ.Г – верны все ответы.8. Хромосомы выстраиваются в экваториальной плоскости клетки:А – в профазе.Б – в метафазе.В – в анафазе.Г – в телофазе.9. В первом деление мейоза происходит расхождение:А – гомологичных хромосом.Б – гомологичных хроматид.В – негомологичных хроматид.Г – негомологичных хромосом.10. Какой набор хромосом имеют сперматозоиды?А – 1n; Б – 2n; В – 3n; Г – 4n.11. Сколько хроматид идёт к каждому полюсу в анафазе 1, если исходная клетка имеет 8 хромосом?А – 4; Б – 8; В – 16; Г – 2.12. Сколько хромосом будет в дочерних клетках после митоза, если в материнской клетке было 6 хромосом?А – 3; Б – 6; В – 4; Г – 5.13. Онтогенез – процесс:А – исторического развития организмов.Б – деление клеток.В – индивидуального развития организма.Г – эмбрионального развития.14. Выберите признаки, характерные для митоза, запишите соответствующие им цифры.1. Состоит из четырёх фаз.2. Включает два деления, каждое из которых состоит из четырёх фаз.3. Делению клетки предшествует интерфаза.4. Хромосомы удваиваются в интерфазе.5. В результате образуются две дочерние клетки.6. В результате образуются четыре дочерние клетки.7. Дочерние клетки гаплоидны.8. Дочерние клетки имеют такой же набор хромосом, как и материнская клетка.9. Процесс происходит в соматических клетках.10. Процесс происходит в половых клетках.15. Установите соответствие между типом размножения и его характерным чертами:Результаты занесите в таблицу:16. Дайте определение понятий:- зигота- кроссинговер- эмбрионЧасть 217. Дайте развёрнутый ответ.В чём заключаются преимущества бесполого размножения?​

Читайте также:  Сколько выветривается водка из организма человека

Размножение- это процесс:А – увеличение числа клеток.Б – воспроизведение себе подобных.В – развитие организмов в процессе эволюции.Г – изменение особи

с момента рождения до её смерти.2. Жизненный цикл клетки состоит:А – из мейоза и интерфазы.Б – из митоза и мейоза.В – из интерфазы и митоза.Г – роста и развития.3. Митоз – способ деления эукариотической клетки, при котором:А – дочерние клетки получают такую же наследственную информацию как в ядре материнской клетки.Б – образуется зигота.В – образуются половые клетки.Г – из диплоидной клетки образуются гаплоидные.4. Сколько клеток образуется при мейозе?А – 1; Б – 2; В – 3; Г – 4.5. Сколько хроматид в хромосоме к началу профазы?А – 1; Б – 2; В – 3; Г – 4.6. Интерфаза между 1 и 2 делением мейоза:А – длинная.Б — короткая.В – такая же, как между двумя делениями митоза.Г – отсутствует.7. В интерфазе митоза происходит:А – удвоение содержания ДНК.Б – синтез ферментов.В – синтез АТФ.Г – верны все ответы.8. Хромосомы выстраиваются в экваториальной плоскости клетки:А – в профазе.Б – в метафазе.В – в анафазе.Г – в телофазе.9. В первом деление мейоза происходит расхождение:А – гомологичных хромосом.Б – гомологичных хроматид.В – негомологичных хроматид.Г – негомологичных хромосом.10. Какой набор хромосом имеют сперматозоиды?А – 1n; Б – 2n; В – 3n; Г – 4n.11. Сколько хроматид идёт к каждому полюсу в анафазе 1, если исходная клетка имеет 8 хромосом?А – 4; Б – 8; В – 16; Г – 2.12. Сколько хромосом будет в дочерних клетках после митоза, если в материнской клетке было 6 хромосом?А – 3; Б – 6; В – 4; Г – 5.13. Онтогенез – процесс:А – исторического развития организмов.Б – деление клеток.В – индивидуального развития организма.Г – эмбрионального развития.14. Выберите признаки, характерные для митоза, запишите соответствующие им цифры.1. Состоит из четырёх фаз.2. Включает два деления, каждое из которых состоит из четырёх фаз.3. Делению клетки предшествует интерфаза.4. Хромосомы удваиваются в интерфазе.5. В результате образуются две дочерние клетки.6. В результате образуются четыре дочерние клетки.7. Дочерние клетки гаплоидны.8. Дочерние клетки имеют такой же набор хромосом, как и материнская клетка.9. Процесс происходит в соматических клетках.10. Процесс происходит в половых клетках.15. Установите соответствие между типом размножения и его характерным чертами:Результаты занесите в таблицу:16. Дайте определение понятий:- зигота- кроссинговер- эмбрионЧасть 217. Дайте развёрнутый ответ.В чём заключаются преимущества бесполого размножения?​

Помогите пожалуйста с 25 и 26 заданием ЕГЭ

Дайте пожалуйста ответ на 24 номер ЕГЭ по биологии ( см картинку )

Источник: https://znanija.com/task/2051194

Особенности онтогенеза, характерные для человека. Репродуктивное здоровье

 «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы». В.И. Сивоглазов (гдз)

Вопрос 1. Назовите особенности онтогенеза, характерные для человека.Для человека характерен внутриутробный тип развития. После оплодотворения при дроблении возникает шар, состоящий из двух типов клеток: более темных, располагающихся внутри и медленно делящихся, и более светлых, располагающихся снаружи.

Из темных клеток в дальнейшем будет формироваться тело эмбриона, из светлых — специальные органы, обеспечивающие связь с материнским организмом (зародышевые оболочки, пуповина и др.).Первые 5—6 суток зародыш по яйцеводу движется к матке. Далее он внедряется в ее стенку и начинает получать кислород и питательные вещества от матери. К этому моменту стадии бластулы и гаструлы уже пройдены.

После появления третьего зародышевого листка начинается органогенез: закладывается хорда, потом нервная трубка, затем — все остальные органы. Органогенез завершается к 9-й неделе; с этого момента начинается быстрое увеличение массы эмбриона и его начинают называть «плод».В следующие четыре недели эмбрионального развития закладываются все основные органы.

Нарушение процесса развития в этот период ведет к наиболее грубым и множественным врожденным порокам развития.

Длительная (38—40 недель) беременность, характерная для человека, позволяет ребенку родиться хорошо сформированным, способным к многим движениям, с развитым вкусом, слухом и т.д. Еще одной особенностью онтогенеза человека является увеличение дорепродуктивного периода, что расширяет возможности обучения и получения социальных навыков.

Вопрос 2. Как никотин, алкоголь и наркотические вещества влияют на развитие зародыша человека?При попадании в организм матери никотин через плаценту легко проникает в кровеносную систему плода, вызывая сужение его сосудов.

Это приводит к ухудшению снабжения ребенка кислородом и питательными веществами, что может вызвать задержку развития. У курящих женщин чаще происходят преждевременные роды или выкидыши на поздних сроках беременности.

Никотин на 30% повышает вероятность детской смертности и на 50% — вероятность развития пороков сердца.Алкоголь также легко проходит через плаценту, вызывая у плода задержку умственного развития, микроцефалию, расстройства поведения, снижение скорости роста, слабость мышц.

Алкоголь существенно повышает вероятность возникновения отклонений в развитии ребенка.

Очень сильно воздействуют на плод наркотические вещества. Они не только вызывают тяжелые нарушения его развития, но и способны привести к формированию зависимости, когда после рождения у ребенка возникает синдром отмены.

Вопрос 3.

Какие факторы внешней среды оказывают влияние на развитие зародыша человека?На развитие зародыша могут оказывать влияние:• уровень обеспеченности организма матери питательными веществами;• экология окружающей среды; • употребление матерью никотина, алкоголя, наркотических и лекарственных веществ;• вирусные заболевания матери во время беременности: гепатиты, ВИЧ, краснуха и др.;

• стресс, переносимый матерью (сильные отрицательные эмоции, избыточная физическая нагрузка).

Вопрос 4. Перечислите периоды постэмбрионального развития человека.Постэмбриональный постнатальный период развития человека, иначе называемый постнатальный подразделяется на три периода:Ювенильный (до полового созревания).

Согласно принятой периодизации ювенильный период начинается после рождения и длится у женщин до 21 года, а у мужчин до 22 лет.Зрелый (взрослые, половозрелое состояние). Зрелый период онтогенеза согласно принятой периодизации наступает у мужчин в 22 года, а у женщин – в 21 год.

Первый период зрелого возраста – до 35 лет, второй период – от 36 до 60 лет у мужчин и до 55 лет у женщин.Период старости, заканчивающейся смертью. Период старения у мужчин начинается после 60 лет, а у женщин после 55. По современной классификации людей, достигших 60 — 76 лет называют пожилыми, 75 — 89 старыми, а свыше 90 лет — долгожителями.

Старение затрагивает все уровни организации тела человека: происходит нарушение репликации ДНК и синтеза белков, снижается интенсивность обмена веществ в клетках, замедляется их деление и восстановление тканей после травм, ухудшается работа всех систем органов.

Вместе с тем при соблюдении разумного режима питания, активном образе жизни и надлежащем медицинском обслуживании данный период можно продлить на несколько десятилетий.Иначе можно сказать, что для человека также можно выделить дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды постэмбрионального развития.

Следует учитывать, что любая схема является условной, так как действительное состояние двух людей одного возраста может значительно отличаться. Поэтому введено понятие хронологического (календарного) и биологического возраста. Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных особенностей организма, включая его приспособительные возможности. Он может не соответствовать календарному.

Вопрос 5. К каким последствиям в развитии человека может привести недостаток витамина D и неполноценное питание?Недостаточность витамина D приводит к нарушению фосфорно-кальциевого обмена, следствием чего является рахит.

Рахит — авитаминоз детского возраста, хроническое заболевание всего организма, вызываемое расстройством солевого обмена, главным образом фосфора и кальция, в результате чего получается недостаточное отложение извести в растущих костях и неправильное их развитие. Недостаточность витамина у детей вызывается в значительной степени дефицитом ультрафиолетовых лучей.

При передозировке витамина D наблюдается сильное токсическое отравление (гипервитаминоз): потеря аппетита, тошнота, рвота, общая слабость, раздражительность, нарушение сна, повышение температуры, появление в моче белка, лейкоцитов. Известны случаи гибели детей от передозировки витамина D в результате повышения уровня кальция в крови, кальциноза почек и сердца.

Обязателен анализ крови и мочи.Неполноценное питание, и в первую очередь недостаток белков животного происхождения, приводит к замедлению роста детей и появлению у них психических отклонений (отставание в умственном развитии). Это состояние называют белковым голоданием.

Оно обусловлено дефицитом в растительных белках большинства необходимых нашему организму незаменимых аминокислот. Белки животного происхождения (молочные, яичные, мясные, рыбные) отчасти могут быть замещены лишь белками бобовых растений.

Источник: http://buzani.ru/biologiya/v-i-sivoglazova-10kl/399-3-9-ontogenez-cheloveka-reproduktivnoe-zdorove

Ссылка на основную публикацию